|
Камбоджа: исследуем храмы и острова.
Ещё раз хочу отметить, что для меня Камбоджа - вторая родина, сюда возвращаюсь из всех поездок, здесь близкие люди (да, это камбоджийцы, что не мешает мне их ругать иногда). Лучшая страна на свете (для тех, кто в курсе, конечно). Ещё в Камбодже есть ангкорские храмы, а я - тот человек, кто знает о них исключительно много и кто видел их так много, как мало кто вообще (они находятся сейчас не настолько в пределах границ современной Камбоджи, как в пределах наибольшего расцвета её древней истории, т.е. по всему Индокитаю).
Об ангкорских гидах, с которыми имеют радость общаться русскоговорящие туристы:
Во-первых, все они - добрейшие люди. Во-вторых, они - либо хорошо говорят по-русски, но толком не знают, что рассказать об истории своей страны, либо – "знающие", но со скромным владением языка, на котором требуется вещать. И часто в стенах храма можно услышать заученную нудь из ломанных фраз или совсем не связанные с древностью их родной страны домашние истории с поставленной, но бестолковой интонацией, в итоге за день все храмы смешиваются в голове и пустой болтовне. Не говоря уже о том, что за последние годы там появилось много всевозможных "нибенимед" - колхозников, агрономов, ничего общего не имеющих с историей (из числа местных), а также выходцев с русскоговорящих территорий.
К знатокам, имеющим что рассказать по-русски, отношу себя. Вопрос лишь в том, нужно ли вам это знать и слышать.
Сиануквиль – город чистого моря и белоснежных пляжей с мелким-мелким белым песком, который скрипит под ногами (правда, с годами песок на некоторых из них чуть подзасирается и тускнеет). Здесь нет прибойной волны, нет острого коралла под ногами и море – вот оно, пять метров и можно плыть. Я потоптал много тропических пляжей в разных странах и морях, но первым номером для меня – Камбоджа, здесь я каждый вечер (когда я здесь) люблю поплавать в спокойном море с видом на закат.
Пляжи в разных странах бывают разные:
- с большой прибойной волной – там только сёрфить; - с большими отливами и мелким морем – нужно пройти с добрый километр, чтобы искупаться и по дороге нюхать тухлую вонь; - с манграми, грязью и гнусом; - с острым, как лезвия, мертвым кораллом между пляжем и морем (это вообще засада и такого много где бывает), либо по мелководью, в паре шагов от песка, пока дойдёшь до нормальной воды – радость мазохистам; - ну а если и пляж, и море рядом, то по-любому песок будет серого цвета, крупнозернистый, колючий, с раковинами и измельчёнными кусками кораллов, либо ещё какая-нибудь беда, или море просто стрёмное.
На пляжах вблизи Сиануквиля всего этого нет, равно, как нет неприятных медуз и прочей «нечисти», а температура воды не падает ниже +28С круглый год и сутки, и никаких холодных течений из Антарктики.
Ну, а уже из Сиануквилля можно уплыть на путёвой лодке (не какой-нибудь «др-др-др») к дальним островам, где вдобавок к перечисленным пляжным достоинствам – чистота песочного блеска и цвета моря, пальмы свисают над тихой волной и никого (лишь крабы помашут клешнёй). А ещё костёр под пальмами и лунная дорожка посреди "лагуны", в ней купаться хорошо, вода-то всегда тёплая. Но так лишь на правильных островах, не на всех. Для бедных тоже есть в Сиануквилле райские острова, туда можно договориться сплавать с лодочниками и «райскими» они будут лишь потому, что настоящий «рай» останется непознанным за горизонтом.
Ниже - пример программы.
День 1. Встреча в а/п г. Сием Риеп. Устройство в отеле. Отдых – бассейн, массаж, для любителей - пиво «Ангкор».
День 2, 3, 4. Экскурсии по храмам Ангкора, т.е. то, из-за чего и едут 90% туристов в Камбоджу (остальные 10% следуют в Сиануквиль и знают, для чего).
Однодневная экскурсионная программа. Утро – рассвет на фоне башен храма Ангкор Ват (период постройки 1113-1150 гг. - время правления императора Сурьявармана II), осмотр галерей и барельефов храма, подъем по ступеням до верхнего уровня, переезд в храмовый комплекс Ангкор Тхом (период постройки 1181-1220 гг. - время правления императора Джаявармана VII), с остановкой возле его южных ворот. Осмотр центрального храма Байон, его галерей и 4-х-ликих башен. Возвращение в г.Сием Риеп на обед.
После обеда - продолжение экскурсии - храм Та Кео (период постройки 968-1001 гг. - правление императора Джаявармана V) и получивший широкую известность храм Та Пром (Джаяварман VII), сохраненный (насколько это возможно) в состоянии поглощенным джунглями, окутанный гигантскими корнями деревьев, проросших сквозь стены храма. Закат солнца с верхней площадки храма-горы Пном Бакхенг (период постройки 889-910 гг. - правление императора Ясовармана I).
2-дневная экскурсионная программа. Утро 1 дня - встреча восхода солнца на фоне башен храма Ангкор Ват (Сурьяварман II), осмотр галерей и барельефов храма, подъем по ступеням до верхнего уровня, переезд в храмовый комплекс Ангкор Тхом (Джаяварман VII), с остановкой возле его южных ворот. Осмотр центрального храма Байон, его галерей и 4-ликих башен. Возвращение в г. Сием Риеп на обед. После обеда - продолжение экскурсии - прогулка в пределах Ангкор Тхом, знакомство с другими памятниками этого храмового комплекса - Бапун, Пименакас, Пря Палилей, террасы Слонов и Прокаженого короля. Встреча заката солнца с верхней площадки храма-горы Пном Бакхенг (Ясоварман I).
Утром 2 дня - посещение храма Та Кео (Джаяварман V) и получившего широкую известность храма Та Пром (Джаяварман VII), сохраненного в состоянии поглощенным джунглями, окутанного гигантскими корнями деревьев, проросших сквозь стены храма. Возвращение в г. Сием Риеп на обед. После обеда - объезд по "большому кольцу Ангкора" - храмы Пря Кхан, Нэк Пон, Та Саом, Сра Сранг, Бантей Кдей - все периода правления Джаявармана VII и храмы Восточный Мебон и Пря Руп (период постройки 944-968 гг. - время правления императора Раджендравармана II).
3-дневная экскурсионная программа. Утром 1 дня - встреча восхода солнца на фоне башен храма Ангкор Ват (Сурьяварман II), осмотр галерей и барельефов храма, подъем по ступеням до верхнего уровня, переезд в храмовый комплекс Ангкор Тхом (Джаяварман VII), с остановкой возле его южных ворот. Осмотр центрального храма Байон, его галерей и 4-ликих башен. Возвращение в г. Сием Риеп на обед. После обеда - продолжение экскурсии - прогулка в пределах Ангкор Тхом, знакомство с другими памятниками этого храмового комплекса - Бапун, Пименакас, Пря Палилей, террасы Слонов и Прокаженого короля. Возвращение к храму Ангкор Ват и встреча заката солнца вблизи центральной аллеи храма.
Утром 2 дня - посещение храма Та Кео (Джаяварман V) и получившего широкую известность храма Та Пром (Джаяварман VII), сохраненного в состоянии поглощенным джунглями, окутанного гигантскими корнями деревьев, проросших сквозь стены храма. Возвращение в г. Сием Риеп на обед. После обеда - объезд по "большому кольцу Ангкора" - храмы Пря Кхан, Нэк Пон, Та Сом, Сра Сранг, Бантей Кдей - все периода правления Джаявармана VII. Встреча заката солнца с верхней площадки храма-горы Пном Бакхенг (Ясоварман I).
Утром 3 дня - поездка в отдаленный храм Бантей Срэй (период постройки 967 г. - время правления императора Раджендравармана II) - храм известен своей миниатюрностью и изумительной резьбой по розовому песчанику, которой он украшен сверху донизу. Далее - поездка к реке Кбаль Спин, прогулка к местам, где сохранились на участках дна реки древние барельефы - изображения богов индуистского пантеона. Обед на природе. По желанию - купание в небольшом, но уютном водопаде. На обратной дороге - заезд к храму Бантей Самраэ (Сурьяварман II), храмам Восточный Мебон и Пря Руп (Раджендраварман II).
В один из вечеров – ужин с шоу-представлением национальных танцев в традиционных кхмерских костюмах (в т.ч. танец Апсары).
Прасат Чрей (Кампонг Тхом), весна и осень.
День 5. Поездки к удалённым храмам в джунглях – священной горе Пном Кулен, Кох Кеар, Банг Мелеа.
Священная гора Пном Кулен - легендарное место возникновения могущественной Ангкорской империи, именно здесь в 802 г. н.э. великий правитель Джаяварман II провозгласил независимость кхмерского государства от яванской династии Шалендра и впервые освятил культ «дэвараджа», т.е. "бога-царя», культ, который стал залогом величия и процветания древнекхмерской государственности, искусства и культуры в течение последующих 6 веков. Пном Кулен - первое место массового строительства храмов новой эпохи развития в истории кхмеров (более 50 храмов, ныне находящихся в очень плохом состоянии).
Здесь находятся: - река 1000 лингамов (линга - фаллический символ - олицетворение мощи и созидательной энергии бога Шивы); - буддийский монастырь Ват Пря Анг Тхом (16 век) - место паломничества камбоджийцев. Внутри храма - 8-метровая статуя Будды, в позе нирваны, целиком выбитая из уступа скалы - наивысшей точки горы; - 25-метровый водопад, рядом с водопадом развалины одного из храмов.
В настоящее время Пном Кулен - не только священное для кхмеров место поклонения, но и центр народной медицины. От многих болезней и недугов найдется здесь зелье, талисман, приворот.
Храмовый комплекс Банг Мелеа - еще одно творение императора Сурьявармана II - создателя величайшего храма эпохи - Ангкор Ват. Банг Мелеа построен в одном стиле с Ангкор Ват и является его подобием, выполненным на одном уровне. В настоящее время храм остался в том виде, как его открыли исследователи, снизу доверху заросшим джунглями. Посещение Банг Мелеа - отдельное приключение, которое позволяет ощутить себя первооткрывателями этого забытого и заброшенного уголка древности.
Храмовый комплекс Кох Кеар. Кох Кеар – один из самых малопосещаемых и «потерянных» для современной цивилизации среди корней и лиан камбоджийских джунглей памятников Ангкора. Здесь Джаяварман IV – одна из самых загадочных личностей среди всех ангкорских императоров, обустроил свою столицу, удалившись на сотни километров от насиженной долины Тонле Сапа. Особо впечатляет монументальность и масштабность работ, проведенных за довольно малый период правления императора, как яркий пример – гигантская 35-метровая пирамида, среди бескрайнего леса.
День 6. Трансфер в а/п и перелёт в приморский город Сиануквиль. Устройство в отеле. Отдых – пляж, море, крабы.
День 7. Обзорная экскурсия по городу и окрестностям. Пагоды, водопады, крокодиловый питомник, зоопарк, пляжи.
Сиануквиль - туристический курортный город на побережье Южно-китайского моря, основан в 1955 г на месте кхмерского поселения. Первоначально город развивался как портовый узел (до сего времени главным портом во французском Индокитае был Сайгон, но после распада единой колонии на независимые государства дельта Меконга осталась под контролем Вьетнама, а Камбоджа без "морских ворот"), но в последние годы, по мере развития туризма в стране после длительного периода войн и нестабильности, Сиануквиль превращается в место отдыха и развлечений для жителей и гостей Камбоджи.
День 8. На яхте по островам. Купание с маской на коралловом рифе. Рыбалка на придонную рыбу. Посещение острова с замком на скале.
День 9. Отдых в отеле. Пьём свежевыжатые соки и отходим от солнечных ожогов.
День 10. Дальние острова (то, что на фотографии в самом низу). Устройство ночлега на берегу. Гамаки. Рыба на решётке. Креветки, кальмары, крабы. Костёр.
День 11. Возвращение на большой берег. Прощальный вечер с морем.
День 12. Переезд в столицу – г.Пномпень. Экскурсии и сувениры на память. Обзорная экскурсия по городу. Королевский дворец - действующая резиденция камбоджийского монарха, напыщенное и официальное место в Пномпене. Серебряная пагода - символ буддизма для Камбоджи, множество ценных подарков и реликвий украшают ее внутри, в том числе 2-х метровая золотая, инкрустированная бриллиантами статуя Будды, подаренная королю Сисовату (1904-1927) ко дню коронации, королевский паланкин для ритуальных процессий верхом на слоне, в центре пагоды возвышается точная копия статуи Изумрудного Будды (того, что тайцы вывезли из Лаоса), и много других экспонатов, выполненных из золота, серебра, драгоценных камней и самоцветов, выложенный серебряными плитками пол.
Храм Ват Пном - легендарное место основания города, отсюда корни и его современного названия - гора старушки по имени Пень. Арка независимости. "Русский рынок" - самый большой развал сувениров в Камбодже. Обзорные площадки с видом на город, хаотично выстроенный из 3-4 этажных ячеистых зданий, где на фоне толпы велорикш легко проглядывается дыхание азиатского средневековья, но вместе с ним и уверенный пульс XXI-го века в виде "Лексусов" и супермаркетов.
День 13. Проводы в а/п. Конец тура.
вернуться
|
|