На главную


Page 1 of 2  > >>





Филиппины.
Ещё одна страна, куда я люблю наезжать. 
Испанское написание - Filipinas (с 1543 г. стали называться так в честь испанского принца, а позже короля Филиппа II).
Тагальское написание (основной и самый изученный из множества языков современных народностей Филиппин) - Pilipinas.
Английское - Philippines (США отжали Филиппины у Испании по итогам Испано-американской войны 1898 г.).





12 июня 1898 г. филиппинцы во главе с Эмилио Агинальдо провозгласили себя независимыми от Испании (и от кого бы то ни было).
Это привело к войнам с повстанцами и революции во время Филиппино-американской войны, которая официально закончилась в 1902 г., несмотря на то, что единичные сражения продолжались до 1913 г. С собственным небольшим правительством Филиппины стали зависимой территорией США и только в 1935 г. получили статус автономии при США. Тогда от Филиппин был послан невыборный представитель в нижнюю палату конгресса США,
так же в настоящее время происходит с Гуамом, Пуэрто-Рико и Амер. Виргинскими островами.
Во время II мировой войны - оккупированы японцами.
Независимость - с 1946 г.









Здесь много вулканов. 





Вот, например, вулкан Арайят (высота 1026 м).
Крайний раз он извергался ещё в голоцене (это очень давно, но не раньше 12000 лет назад).


















Кратер вулкана Пинатубо.












Пинатубо - в буквальном переводе с тагальского - "сотворённый".
Высота высшей точки кратера сегодня составляет 1486 м, а до извержения в 1991 г. - составляла 1745 м. 
Извержение в июне 1991 г.  было признано самым сильным в XX веке (6 баллов по шкале извержений), оно произошло после длительного 611-летнего перерыва, от его последствий погибло как минимум 875 чел. Извержение полностью уничтожило стратегическую базу ВВС США Clark, расположенную в 18 км
к востоку и военно-морскую базу США Subic Bay в 30 км к югу от Пинатубо. 


Окрестности вулкана были опустошены пирокластическими потоками. В тот же день тайфун Yunya обрушился на остров Лусон, проходя в 75 км к северу
от вулкана. Интенсивно поступающие дождевые воды, смешиваясь с зольными отложениями образовывали мощнейшие лахары (грязевые потоки).
Всё это привело к значительным разрушениям инфраструктуры и изменению речных систем после извержения.


Тайфун сделал невозможным прямое визуальное наблюдение, но измерения показали, что пепел выбрасывался на высоту до 34 км в самых пиковых фазах извержения. Пирокластические потоки доходили до 16 км от точки выхода (пирокластические потоки - смесь распылённых высокотемпературных вулканических газов, пепла, камней и лавы, образующаяся при извержении вулкана, скорость такого потока иногда достигает 700 км/ч,
а температура - 100-800 °C).









Пепел, выброшенный извержением, закрыл непроницаемой завесой участок неба площадью 125 000 км², достигнув Вьетнама, Камбоджи
и обеих частей Малайзии. Территория под этой площадью на несколько часов погрузилась в полный мрак.





Последствия извержения Пинатубо были ощутимы по всему миру. Оно привело к самому мощному выбросу аэрозолей в стратосферу со времён извержения Кракатау в 1883 г. На протяжении последующих месяцев в атмосфере наблюдался глобальный слой сернокислотного тумана.
Было зарегистрировано падение температуры на 0,5 °C и чрезмерное сокращение озонового слоя,
в частности, образование особо крупной озоновой дыры над Антарктидой.


ВВС США предприняли масштабные усилия по воздушной эвакуации американских военнослужащих и их семей во время и сразу после извержения
(операция "Огненное бдение"). Большинство сотрудников переехало на Гуам, Окинаву и Гавайи. И, в конечном итоге, США пришлось отказаться от Clark Air Base, а Subic Bay вернулся под филиппинское управление на следующий год, после срыва переговоров об аренде.









Т.о. было решено зайти на Пинатубо рано утром 9 мая 
и вернуться к обеду, приурочив такое действие к празднику Дня Победы.












Для этого пришлось проснуться спозаранку.
























Военные облюбовали эти места
(но не они одни, как оказалось) и используют их в качестве полигона для своих целей.












Въезд непосредственно в зону мониторинга начинается с КПП. 












Русло гигантского лахара.





Лахар - слово индонезийского происхождения (индон. - "lahar") - грязевой вулканический поток (застывшая "грязевая лава" на склонах вулкана),
состоит из смеси воды, вулканического пепла, пемзы (пористого вулканического стекла) и горных пород. 









Лахар возникает при смешивании раскалённого вулканического материала с более холодными водами кратерных озёр, рек, ледников
или дождевой водой. Движется подобно селю, под действием силы тяжести. Его поток имеет высокую несущую способность и высокую подвижность,
что объясняется значительной плотностью грязевой массы. Различают горячие и холодные лахары.


Лахаровый поток смертельно опасен.
Имеет консистенцию, вязкость и плотность сравнимую с плотностью бетона. Он жидкий при движении, а в состоянии покоя напоминает твердое тело из-за своей вязкости. Лахар может обладать достаточным размером и силой чтобы разрушить любую конструкцию на своём пути. В то же время, лахар быстро теряет силу, если покидает русло основного течения и даже хрупкие хижины могут не разрушиться под его ударом, однако такой слабый поток может легко поглотить дом
по линию крыши или скрыть его в своей грязевой массе. Коварная особенность такой массы - способность быстро застывать, то же происходит и с покрывшим крыши жилищ пеплом - он становится бетоном, если его вовремя не убрать.









Поднимаемся по этому самому, огромадного размера, лахару.  












Так вот.
Не только военные облюбовали эти места. Есть ещё люди народности аита,
которым пришлось облюбовать их намного раньше. Аита использовали склоны Пинатубо для своих целей. 
Насколько это вообще было возможным или невозможным. Чтобы жить.





Аита (вообще, официально употребляется в написании - "аэта", но мне говорили - "аита", поэтому и я называю - "аита") - не просто люди.
Их история - история взрывов вулкана Пинатубо, а жизнь - течение большой грязи.









Любая попытка трактовать историю людей аита - взрыв мозга для исследователей разных времён. То, что веками продолжало путать антропологов
и пр. исследователей всех мастей. Всё началось с испанцев, полтысячи лет назад. 
Сначала запутались они.


Во времена завоевания Филиппин испанцами выяснилось, что покрытые густыми джунглями склоны Пинатубо заселены странными туземцами.
Это были охотники-собиратели скудной добычи, чрезвычайно успешные в выживании среди вулканических отвалов непроходимых, покрытых зелёнью, гор.  
Аита стали называться испанцами - "негрито". Эти люди резко контрастировали на общем остальном фоне островов обширного обжитого другими людьми окружающего пространства. Антропологически аита - негритосы, очень схожи с африканскими пигмеями (подобно другим таким экстремальным
примерам в Ю.-В. Азии, как андаманцы, семанги и пр.), низкорослы, с крайне тёмной (до чёрно-коричневого) кожей и, как правило, вьющимися курчавыми
афро-текстурированными волосами. Аита бывают неоднородны. Замечено, что внешне одни группы напоминают папуасов, другие смешаны с соседними народами. 


С тех пор (испанского колониального владычества) аита были включены в группу с соответствующим названием "негрито".
В отличие от всех остальных (в подавляющем большинстве - аустронезийских) национальностей, аита оказались крайне не восприимчивы к любым навязываемым извне изменениям. Попытки испанцев урегулировать с ними отношения, подчинить насильно или ввести их в общую систему отношений
в течение всего времени испанского владычества не удавались.    









На карте хорошо просматриваются русла 4-ёх гигантских лахаров,
"закрученных" по часовой стрелке от кратера.


 









Согласно общепринятой теории.


Южная и Юго-Восточная Азия в древности была населена австралоидами (меланезийцами), которых постепенно вытеснили аустронезийские и пр. (монголоидные) народы. В основном они были малочисленны, ареалы их расселения оказались быстро и подавляюще окружены ареалами вновь прибывших. Предполагается, что аита являются потомками самых первых (насколько это возможно) жителей филиппинских островов, которые (в отличие от своих, прессующих их сегодня, соседей аустронезийцев-"мореплавателей") проникли через сухопутные мосты, что связывали острова с азиатским материком ещё около 15000 лет назад. Т.е. аита - коренное население филиппинских островов, потомки древнейшего пласта автохтонного (т.е. исконного) населения
(автохтонные народы - связанные с определённой территорией и проживающие на ней с незапамятных времён по настоящее время). 


Аита жили и живут много где на Филиппинах.
Такие локальные язвы-резервации существуют в разных горных и др. малоприспособленных для нормальной жизни районах Филиппин, в том числе:
- племена эта, атта, агта, балуга, дугамат на востоке острова Лусон;
- небольшие группы аита живут во внутренних районах островов Негрос, Панай;
- племя ати, мамануа и тасадай-манубе  на северо-востоке острова Минданао;
- к аита относят также некоторые др. негроидные группы островов Миндоро и Палаван (батаки).


Численность - порядка 50 тыс. чел. (1967 г., оценка), из них на острове Лусон - более 30 тыс. чел. Говорят на многочисленных диалектах индонезийской группы малайско-полинезийской семьи языков под общим названием аита (т.е. "аэта", ... агта и т.п.). В настоящее время почти полностью перешли на языки соседних филиппинских народов. 









Дети аита.












Из жизни людей аита.


Основные занятия - охота на диких свиней, птиц, оленей, собирательство мёда диких пчёл, продуктов леса, рыболовство (в горных речках).
Из орудий используют лук и отравленные (растительным ядом) стрелы, ловушки, силки. На острове Палаван известен "сумпитан" (духовое ружьё из бамбука
с отравленными стрелами). Рыбу бьют из лука. На диких свиней устраивают западни с копьями. Была известна загонная охота с помощью дыма и огня. 
Мёд служит предметом обмена с соседями.


Поскольку в современную эпоху об оленях (и диких кабанах) людям аита остаётся только вспоминать, приходится обходиться добычей помельче. Сушествует своеобразная кулинарная традиция. Varanus bitatawa - большой (до 2 м) древесный варан (питается плодами пандануса, улитками и грызунами), эндемик севера Филиппин. Зачастую эта ящерица является основным продуктом питания аита с Пинатубо и др. коренных народов с Лусона, которые называют блюдо из него "бутикава" и готовится оно в тушёном виде. Тут становится также понятным, что варанам bitatawa приходится выкручиваться ещё жёстче, 
чем людям аита.


Аита ведут кочевой образ жизни, строят только временные убежища примитивной конструкции из подпёртых палок,
покрытых банановыми листьями. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении - лишь 16,5 лет, только треть детей доживает до взрослого возраста
15 лет, при котором максимальная продолжительность жизни - по-прежнему 27,3 г. Молодые женщины достигают роста взрослого человека
(в среднем, 140 см) в возрасте 12-13 лет. 



















Существуют разные взгляды на характер доминирующей религии аита.
Те, кто считают, что она монотеистична (только один бог) утверждают, что племена аита верят в высшее существо, которое правит пр. духами или божествами гор (аита с Пинатубо поклоняются богу Апо Нaмальяри). У аита также распространён анимизм (например, некоторые аита с Пинатубо верят в духов природы, таких как Анито и Камана, они считают, что добрые и злые духи обитают в среде рек, моря, неба, гор, холмов, долин и пр.). Для аита не требуется особых поводов чтобы "молиться", хотя имеется чёткая взаимосвязь между "общением с духами" и жизнедеятельностью:
- танец до и после охоты на диких свиней;
- в ночь перед сбором речных моллюсков женщины также исполняют танец;
- аита "просят прощения" перед рыбой для обеспечения удачного улова;
- танец мужчин до и после выхода на сбор мёда диких пчёл.  


Горно-шахтное производство, вырубка леса, подсечно-огневое земледелие основного населения Филиппин привело к неуклонному снижению численности аита во всех частях страны. Законы Филиппин практически не дают им никакой защиты. Кроме того, аита в своём кочевом укладе чрезвычайно чувствительны к социальной и экономической нагрузке на их культуру и образ жизни, которые ранее оставались неизменными в течение тысяч лет.


Но история пинатубских аита особо показательна. 
Они оказались наиболее пострадавшими от извержения 1991 г. Когда ещё в апреле прошли первые взрывы, многие из аита, кто жил на склонах Пинатубо, покинули свои места по собственной воле. Они перебирались в деревню в 12 км от вулкана, и в более удалённые места когда извержение обострялось. Некоторые аита перемещались до девяти раз в течение двух месяцев, предшествующих катастрофическому июньскому извержению.



















Одна из "4WD"- машин заглохла в ручье. Проводники аита участливо наблюдают.




































Пепловые отвалы.












Дальше 7 км пёхом.












Мама и дочка аита стирают шмотьё в проточной сернистой воде
ручья долины лахара.












Люди аита и история Пинатубо.


Существуют интересные устные традиции аита, что наводит на мысль о народной памяти ранее происходивших сильных извержений Пинатубо.
Старинная легенда рассказывает о Бако-Бако, страшном духе моря, который мог превращаться в гигантскую черепаху и изрыгать из своей пасти огонь. Когда его чрезмерно побеспокоили местные охотники, Бако-бако ушёл в горы, где вырыл огромную нору, а после на окружающие земли с рокотом, воем, грязью и чёрным дымом извергался огонь в течение 3 дней, да так громко, что земля содрогалась.


Также старейшины аита рассказывают много других мифических историй о вулкане.
Самая известная вещает о жестокой борьбе бога Апо Намальяри, олицетворяемого с горой вулкана Пинатубо, и Синукана, властелина горы Арайят. В какой-то момент Синукан стал сильным соперником  Апо Намальяри. Их борьба, происходившая по центру равнины между остальных гор, сокрушила и рассеяла все другие горы на более мелкие по размеру, и в итоге Арайят лишился своей вершины. Другие версии этой истории заключают, что Апо Намальяри разгромил Арайят из-за лютой ярости, дабы проучить людей и показать, как их проступки могут быть наказаны.


По словам старейшин, извержение 1991 г. имело место быть из-за недовольства Апо Намальяри незаконной вырубкой лесов на склонах вулкана и действиями руководства Национальной нефтяной компании Филиппин, которые инициировали глубокое бурение и геотермальную разведку в горах вблизи вулкана
с 1988 по 1990 г. После событий вызванных извержением 1991 г., в мае 2009 г. 454 семьи аита впервые получили от властей право собственности на землю
в районе вулкана Пинатубо с сертификатом от Национальной комиссии по делам коренных народов. 
Чистая площадь переданной земли составила 7440,1 гектаров.









Верхний участок стенки кратера.
Древовидные папоротники и стелющийся мох.




































Озеро сформировалось летом 1991 г., наполнившись водами муссонных дождей, принесённых тайфуном.
В 1992 г. посреди него начал образовываться остров из лавового купола, но позже ушёл вглубь. Кислотность соответствовала 2pH, со средней температурой 40°C. Позднее температура понизилась до 26°C, кислотность увеличилась до 5,5pH к 2003 г.












На обратном спуске я (по своей личной традиции) избавился от походных кроссовок,
отдав их вулкану.












Шнурки ещё пригодятся аита-проводнику.
























Дети аита посмеялись.












Крайнее землетрясение в районе Пинатубо приходилось на 26 июля 2011 г.
Оно составило 5,9 балла по шкале землетрясений (не путать со шкалой извержений), однако никаких сообщений о жертвах не поступало.




 

Page 1 of 2  > >>