Фикусы.
Места, по особенному отмеченные самой природой, как то - источник воды или водопад
- источают особенную глубокую красоту. Народы прошлого и настоящего, исповедующие Буддизм и Индуизм всегда строили храмы в местах, обозначенных "мужским" (Fícus benghalensis) или женским (Ficus religiosa) биологическими видами этого рода.
И есть в "Индо-Пацифике" другие удивительные примеры.
О них подробно.
Уединённый водопад в обрамлении корней фикуса.
Перед тем, как попасть сюда, я целый день пробирался на мотоцикле Enduro по джунглям предгорий Кардамоновых гор Камбоджи.
Что такое есть округ Самлот провинции Баттамбанг ...
Это крайний запад Камбоджи. Территория, ранее приграничная с последней (вплоть до 1997 г.)
неподконтрольной правительству частью страны (которая сегодня является провинцией Пайлин - той самой, где остатки режима «красных кхмеров» продолжали держаться, в т.ч. за счёт приисков драгоценных камней - рубинов и сапфиров). Здесь есть уникальные места ...
Например, такой секретный водопад.
Я видел много самых красивейших водопадов, но этот особенный.
Поток воды вытекает прямо через раскидистый фикус, сквозь его корни. Такие места я знаю в Лаосе, ну а в Камбодже ... (из русскоязычных, по крайней мере, точно) - только я один. Ну, или кроме тех, кому я сам это место показывал ... Раньше туда было просто так не попасть. А тот выход водопада, что на уровне кроны, отсюда видно - там сказочное джакузи.
Это та самая местность, куда я организовывал мототуры.
Причём, ни о каких других таких акциях тогда и речи не было. Делал это первым в Камбодже,
а местные камбоджийцы смотрели на нас (мимо проезжающих), как на космонавтов, когда о дороге через Кардамоновы горы не было даже помыслов.
... И здесь я принимал джакузи.
У народов Южной и Юго-Восточной Азии,
а кроме них и у народов с гораздо более удалённых берегов Индийского и Тихого океанов - особенное отношение к фикусам, относительно всех остальных деревьев. Обычно фикусы вырастают в местах, символизирующих духовное единение человека с природой, не без помощи людей, как вот этот Ficus religiosa, на котором сидит Будда в Южном Лаосе.
Чампасак, 2005 г. Как в по-настоящему буддийской стране - в Лаосе на территории каждой пагоды (Буддизм Тхеравады) в окружении статуй Будды обязательно найдётся именно такое дерево (как установили биологи и историки - это именно тот вид, под которым собственно сидел Будда в Бодх-Гайя).
Там, в Индии, у оригинального храма Будды - Маха-Бодхи, который расположен в штате Бихар, растёт дерево, выращенное из того самого саженца - по факту, из семени того именно дерева (его так там и называют - "дерево Бодхи"), сидя под которым принц Гаутама достиг просветления и стал Буддой Шакьямуни. Каждый лист, который оно даёт, и тот падает с него на землю - верующие из тамошней деревни рядом тщательно собирают, а ту деревню так там и называют - "деревня хранителей дерева Бодхи". Оттуда это пошло.
В Камбодже Ficus religiosa растёт не у каждой пагоды.
Но есть интересные места в тени крон таких деревьев, которые хранят храмы более древние, чем действующие буддийские пагоды.
Баттамбанг. Храм Ват Аек Пном.
Здесь пахнет древностью. Среди таких стволов и корней. И сюда я тоже приезжал на "Enduro".
Что такое есть камбоджийский город Баттамбанг ...
В масштабе истории Камбоджи Баттамбанг занимает особенное место.
В разные годы он и вся провинция находились в составе Сиама - страны тайцев. Хотя, разумеется, тайцы не имели на это никаких исторических прав ... Но факт, что так было с 1795 г., когда слабые кхмерские короли утратили западную часть исконно кхмерских земель, вплоть по 1907 г., после чего усилиями короля Сисовата (второй сын короля Анг Дуонга, правивший с 1904 по 1927 гг.) был заключён Франко-Сиамский договор, вернувший Камбодже провинции Баттамбанг и Сием Риеп. Во время II-ой Мировой Войны, воспользовавшись капитуляцией Франции в Европе, в 1941-46 гг. тайцы снова оккупировали этот замечательный город, но ненадолго.
បាត់ដំបង
В буквальном переводе Баттамбанг (по-кхмерски "бат дамбонг") переводится как "пропавшая дубинка". И не просто дубинка, а "дамбонг кранёунг", что значит - дубинка из красного дерева вида Dalbergia cochinchinensis или дальбергия кохинхинская (ещё этот вид дерева называют "сиамским палисандром"). С возникновением города Баттамбанг связана старинная кхмерская легенда, согласно которой - там, где упал "дамбонг кранёунг" природа начала проявлять себя чудодейственным образом (в частности, стал расти рис сам по себе). На фото чёрный дровосек приветствует въезжающих в город гостей, держа перед собой тот самый священный "дамбонг кранёунг", благодаря которому здесь много чего выросло.
И вернёмся к фикусам того вида, под которым Будда просветлился.
Баттамбанг - один из главных форпостов, где процветала ангкорская империя в прошлом.
18 таких деревьев (Ficus religiosa) окружают древний индуистский храм,
прямо на территории которого в более поздние времена кхмеры построили буддийскую пагоду.
Так часто делали кхмеры.
Просто потому, что независимо от текущей их религии - сиё место для них священно, оно ихнее.
Этот храм был построен в первой половине XI века при ангкорском правителе Сурьявармане I. В нём освящался культ "дэва-раджа". Причём, сам Сурьяварман I был буддистом, и эти фикусы (несомненно, выросшие из семян более древних деревьев отсюда) стоят здесь не просто так.
На фронтоне у южного прасата
(храмовой башни) - возлежащий Шива, в окружении жён.
វត្តឯកភ្នំ
Храм Ват Аек Пном - наследие ангкорских времён.
Находится в 10 км к северу от центра Баттамбанга, по кривым дорожкам.
Уединённый островок древности, поросший целой рощей могучих фикусов. Местные кхмеры любят посидеть здесь на циновках, поесть рису, по праздникам.
Такое отличное место.
В таких фикусах. От Будды Шакьямуни (и от волшебной дубинки чёрного дровосека).
Для продолжения кликнуть справа.