Ступа Тхат Луанг - символ становления нации лаосцев (народа лао)
и самое значимое священное место в Лаосе, т.к. лаосцы считают, что ступа хранит реликвию Будды. Её изображения можно увидеть и на гербе, и на денежных купюрах. Изначально ступа Тхат Луанг датируется 1566 г. Она была разрушена, разграблена и восстановлена много раз.
Важнейший для лаосцев буддийский (Буддизм Тхеравады) фестиваль во Вьентьяне - «Бун Тхат Луанг» - проводится в течение 3 дней в полнолуние двенадцатого лунного месяца (т.е. ноября). И этот день был сегодня.
Но сначала о том, кто такие есть лаосцы.
С чего началась их государственность и откуда пришёл к ним Буддизм.
1. Сначала были кхмеры.
|
|
Самые древние в Юго-Восточной Азии археологические свидетельства существования индианизированной цивилизации (опирающейся на индуистско-буддийские традиции) исходят из нижней дельты Меконга, территорий современной Камбоджи, южной Бирмы, центрального и южного Таиланда и Лаоса. Эти находки (начиная от IV в. до н.э.) относятся к т.н. периоду Фунань (известному по названию из китайских источников) или Ба-Пном (по кхмерским источникам) - древнего государства кхмеров, распространившего свою власть на юге Индокитая, которое было первым политическим центром, созданным в Юго-Восточной Азии.
Из этих районов только Фунань имел морские связи с Индией через свой главный порт в О-Кэу (современная интерпретация на вьетнамском - "Oк-еo"). |
И хотя идентификация языка населения этого гос-ва не представляется возможной, имеющиеся археологические данные убедительно свидетельствуют о том, что оно было именно кхмерским - результаты раскопок 1942 г. в Oк-еo продемонстрировали, что «нет истинного разрыва между Oк-еo и доангкорскими уровнями», что указывает на кхмерское лингвистическое доминирование в данной области.
Принимая во внимание многочисленные эпиграфические и археологические свидетельства, именно с этими землями на побережье отождествлялся полумифический «Сованнапхум» ("Золотой город" - перевод с санскрита и пали), часто упоминаемый во множестве древних индийских литературных источников (вплоть до Рамаяны) и буддийских текстах, а также, вероятно - являлся источником западной концепции "Aurea Regio" в "Индии за пределами Ганга" Клавдия Птолемея и "Золотого Херсонеса" греческих и римских географов и моряков. Поэтому, хотя «Сованнапхум» со временем стал обобщающим названием, широко применяемым к самым разным землям к востоку от Индии (в т.ч. к Суматре - надпись в индонезийском Паданг Роко 1286 г. повествует, что статуя Авалокитешвары была доставлена туда из Бхуми - что есть остров Ява, в Сованнабхуми - что есть Суматра), его самое раннее значение относилось, вероятнее всего, именно к кхмерскому Фунаню. Китайское название «Фунань» может быть в т.ч. изменённым и укороченным «Сованна» от «Сованнапхум».
В декабре 2017 г. доктор Вонг Сотхеара из Королевского университета Пномпеня перевёл надпись на каменной стеле, обнаруженную в провинции Кампонг Спы, которую он предположительно датировал 633 г. н.э. По его словам, надпись "доказывает, что «Сованнапхум» был частью кхмерской империи", на ней написано, что: «Великий правитель Ишанаварман полон славы и храбрости. Он - правитель правителей, который правит Сованнапхумом до моря, которое является границей, в то время как соседние правители принимают его власть».
Фунань был первой великой экономикой Юго-Восточной Азии.
Он стал процветающим, в совокупности - благодаря морской торговле и сельскому хозяйству. В этом гос-ве чеканилась своя серебряная монета с изображением хохлатого аргуса (Rheinardia ocellata - эффектная птица, обитающая в джунглях местных гор) - во время раскопок миссии французского археолога Луи Маллерета (Louis Malleret) в 1942 г. было обнаружено 8 таких монет, как утверждается - явно отчеканенных в Фунани. Другие археологические находки в Ок-ео включают римские, персидские, индийские и греческие артефакты, в т.ч. золотые медальоны, имитирующие монеты Римской империи периода правления Антонина Пия (138-161 гг.) и, возможно, его преемника Марка Аврелия (161-180 гг.).
Фрагмент карты мира Клавдия Птолемея,
включающий остров "Taprobane" (Шри-Ланка), страну "Sinae" и "Aurea Chersonesus" (п-ов Малакка).
"География" Клавдия Птолемея - научный трактат, в котором были собраны и обобщены географические знания греко-римского мира. Первоначально трактат был написан на греческом языке в Александрии около 150 г. н.э., его перевод на арабский язык в IX в. и на латынь в 1406 г. оказал большое влияние на географические знания и картографические традиции средневекового халифата и ренессансной Европы. На основании имеющихся данных можно утверждать, что в "Географии" именно Ок-ео обозначался как порт Каттигара, где встречались торговцы из Китая и Римской империи. Достоверно известно, что Христофор Колумб имел на своем штурманском столе географические карты Птолемея.
Руководствуясь Птолемеем, первооткрыватели Нового Света изначально пытались проложить путь именно к Каттигара. На карте мира, составленной в 1489 г. Генрихом Хаммером (Heinrich Hammer, лат. - Henricus Martellus Germanus, итал. - Enrico Martello, картограф из Нюрнберга, жил и работал во Флоренции в 1480-96 гг.), пересматривающей работы Птолемея, Азия ограничивалась на юго-востоке в точке, обозначенной как мыс Каттигара. В своём путешествии в 1499 г. Америго Веспуччи надеялся достичь Малакки преодолев Западный океан и обогнув мыс Каттигара, который лежал к востоку от "Золотого Херсонеса".
Христофор Колумб в своём 4-ом путешествии (1502-03 гг.) планировал следовать вдоль побережья Чампы на юг, за мыс Каттигара и обогнуть Малакку. Он был уверен, что именно по этому пути Марко Поло достиг из Китая Индии в 1292 г. Колумб надеялся встретиться с "
4-ой Индийской Армадой", отправленной в то же время из Португалии вокруг мыса Доброй Надежды под предводительством Васко да Гамы, и имел верительные грамоты от испанских монархов для вручения представителю португальского короля Мануэля I. Достигнув Кариай (Cariay) у побережья Коста-Рики, Колумб был уверен, что он близок к золотым приискам Чампы, 7 июля 1503 г. он написал с Ямайки: «Я нашёл землю "Cariay" ... Здесь я узнал о золотых рудниках "Ciamba" (Чампа), которые я искал».
В те времена торговый путь из Индии в Китай пролегал по морю до п-ова Малакка.
Возможно - через остров Пхукет с его разработками олова, далее следовала сухопутная переправа через перешеек Кра, а после - пересечение Сиамского залива до его противоположного берега, дельты Меконга и дальше, по Южно-Китайскому морю в Китай. В I-II вв. н.э. правители Фунани завоевали земли на этом пути и, т.о. контролировали весь торговый путь от Андаманского моря до чамских берегов. Правители Фунани предоставляли поселение в Ок-ео в качестве порта захода и торговой площадки для этого важнейшего международного торгового маршрута.
Ок-еo располагался на холме в сети древних каналов, которые пересекают низменную равнину дельты Меконга, один из каналов соединял Ок-ео с морем непосредственно вблизи (сейчас этот канал служит для орошения рисовых полей, контур береговой полосы тогда впадал глубже в сушу), а канал по другую сторону ведёт к другому холму (в 68 км к северо-северо-западу), где располагался центр рисовой житницы тех времён - Ангкор Борей. Вдоль каналов стояли дома на сваях местных жителей - кхмеров.
2. О чамах.
В VII в. н.э. Фунань был в конечном счёте завоёван и поглощён ранее подвассальным гос-вом Ченла (которое также как и Фунань являлось носителем кхмерского этноса, и которое 3 века спустя полностью войдёт в состав другой континентальной империи кхмеров - известной сегодня под названием «Ангкор»). Главной причиной упадка Фунани следует считать появление новых сильных динамично развивающихся государств на морском торговом пути из Индии в Китай - на п-ове Малакка, а также на о-вах Ява и Суматра. В результате модель приморского торгового гос-ва, наполняющая казну и консолидирующая кхмеров как народ, уступила место континентальной аграрной житнице орошаемых рисовых полей "пресноводных" кхмеров внутр. районов Индокитая. Причём, одновременно с этим, другой пример развития на морском торговом пути в Китай - Чампа, продолжал с разной степенью успешности существовать, пока не стал объектом полного поглощения со стороны континентальных «южных юэ» 1000 лет спустя. Чамы - индуинизированный народ малайского происхождения, составлявший коалицию городов-государств Чампа в пределах современного среднего Вьетнама со II в. н.э, переживший свой расцвет параллельно с расцветом Ангкорской империи.
Оба предшественника Ангкорской империи, и Фунань, и Ченла - известны сегодня ролью в истории под китайскими названиями из китайских хроник. Тем не менее, на территории Индокитая сохранились многочисленные свидетельства названий этих государств на санскрите и кхмерском письме. Исторический термин «Сованнапхум» в 2006 г. присвоен тайцами международному а/п в Бангкоке.
Карта примерно соответствует историческому периоду VI-VII вв. н.э., что отражает:
- пик расцвета влияния Фунани перед объединением с Ченлой; чамские владения (со II в. н.э.) - с востока; гос-ва монов - Дваравати (предположит. - с V в. н.э.), позже неоднократно завоёванное Ангкорской империей, до окончательного захвата и ассимиляции кхмерами, а после - тайцами (в конце XIII в. - начале XIV в.), Харипунджайя (с VII-VIII вв., вплоть до силового присоединения к формирующемуся северо-тайскому королевству Ланна в 1292 г. по легенде королём Менграем) и Тхатон (с IV в. до н.э.), восходящий к полумифическому (уже монскому) «Сованнапхуму», куда Буддизм Хинаяны впервые приходит в Индокитай со Шри-Ланки (в ходе своей истории Тхатон единожды был захвачен Ангкорской империей в 1047 г., а после - Баганом в 1057 г.); на западе земли дельты Иравади в те века были заселены племенами пью и пр. монов; северная Малакка являлась вотчиной малайского королевства Лангкасука (II-XV вв.), зависимого от других малайских империй - Шривиджайя (о.Суматра и юг Малакки) и Маджапахит (Ява и пр. Зондские о-ва). Все эти государства опирались на индуистско-буддийские культы (моны Тхатона и Дваравати - в большей степени на Буддизм) и являлись следствием древнеиндийской колонизации Индокитая.
3. Моны Бирмы.
В современной Бирме как этнические бирманцы, так и моны (наряду с кхмерами, моны - один из самых ранних народов, живших в Юго-Восточной Азии; монам принадлежит заслуга распространения Буддизма Тхеравады в Индокитае; оказали большое культурное влияние на бирманцев, часть монов в Бирме была ассимилирована бирманцами и каренами) утверждают, что «Сованнопхумом» являлся Тхатон (самое древнее из государ-ных образований монов - с IV в до н.э.; в ходе своей ранней истории зависел или составлял единое целое с древнекхмерским Фунанем; после завоевания бирманским Баганом в 1057 г. традиция Буддизма Тхеравады была передана от монов к бирманцам). Тхатон располагался в прибрежной области Бирмы - Тенассерим. Географически все моны Бирмы были отделены от остальных монов Тенассеримскими горами. Вера монов Бирмы в монский «Сованнапхум» основывается на двух упоминаниях в ранних буддийских произведениях, написанных на языке пали - "Дипавамса" и "Махавамса" (древнейшие исторические хроники Шри-Ланки III-IV вв.), которые описывают историю миссии последователей Ашоки, утверждая, что «Сона и Уттара были отправлены в Сованнапхум» и отождествляют эту землю с Тхатоном.
Однако, по известным фактам, население Тхатона (того, который мог быть в IV в. до н.э.) не имело ничего общего с бирманцами и, маловероятно, с монами, поскольку, согласно принятым археологическим и историческим свидетельствам, тибето-бирманские народы ещё не осуществили свою миграцию на полуостров, а моны только начали заселять район Кората и север современного Таиланда в III в до н.э. на удалении от побережья. Согласно монским устным традициям, королевство Тхатон было основано «во времена Будды» и управлялось «династией из 59 царей». Традиция утверждает, что город Пегу (Баго) был основан монами из Тхатона в 573 г. Но фактически королевство Тхатон, как гос-во монов, вероятно, возникло в IX в., после того, как моны заселили Нижнюю Бирму. Более вероятной датой основания города Пегу, как главного города монов в Нижней Бирме является 825 г., ибо незадолго до 850 г. авторитетный арабский географ Ибн Хорда́дбех сделал запись, назвав эту местность «Раманадеша», что стоит толковать как «земля монов». А самое раннее упоминание о Пегу в древнебирманской письменности (которая развилась, в свою очередь, на основе письма монов, принявших алфавит от династии Паллавов с юга Индии) отмечено в 1266 г. (при этом самое раннее свидетельство написания на древнебирманском вообще датируется 1035 г., а оттиск наиболее старой каменной надписи сделанный в XVIII в. указывает на 984 г.).
До монов самыми древними в Нижней Бирме были племена пью, которые к приходу монов исчезли без следа. Если принимать за факт основание Тхатона в IV в. до н.э., то из доказанных вводных остаётся кхмерский «Сованнапхум», простирающийся ... «до моря» (получается, что Андаманского), ... «которое являлось границей» (гос-ва кхмеров), ... «в то время как соседние правители принимали его» (правителя кхмеров) «власть». При этом нельзя утверждать, что основное население того доисторического Тхатона не являлось пью и малайцами.
4. Территориально о Таиланде и народе мон в нём.
Карта государств Индокитая на X-XI вв. н.э.
Расцвет Ангкорской империи при Сурьявармане I - Удаидитьявармане II с их концепцией миропонимания по Буддизму Махаяны и расширения его границ. Буддийский расцвет Багана и периодическое подчинение монов Бирмы. Моны Дваравати испытывают прессинг от кхмеров и сжимаются до значительно меньшего по территории королевства Лаво (на карте - город Лавапура). В верхнем течении Меконга появляются лаосские прибрежные города-государства «мыонги» (в то время все лаосцы называли себя «тайцами», равно как и пр. «тайцы» других тайских королевств севера современного Таиланда; позже потомки тайцев Аюттайи "присвоят" себе право называться «тайцами», а лаосцам придётся срочно выбрать себе новое название, откопав его из древнего фольклора).
В первом тысячелетии н.э. всю территорию современного Таиланда занимали именно моны.
Они основали в этом регионе такие ранние цивилизации, как Дваравати, Харипунджайя, Лаво и пр. малые города. Моны были первыми, кто принял миссию буддийской школы Тхеравады со Шри-Ланки и в дальнейшем распространили традицию южного Буддизма по всему Индокитаю (кроме исторического Вьетнама), в отличие от своих индуистских современников, таких как кхмеры и чамы. Они также приняли паллавский алфавит - самое раннее письменное свидетельство чего было найдено в пещере в пределах современной провинции Таиланда Сарабури (недалеко от Лавапуры) и датируется приблизительно 550 г. н.э.
Хотя не было обнаружено совершенно никаких следов существования полумифического королевства Тхатон - о нём широко упоминается в хрониках династий Бирмы и северо-тайского королевства Ланна.
Дваравати появляется к V в. н.э. и представляло собой конгломерат городов.
Археологические исследования в Таиланде выявили наличие периода "прото-дваравати", который охватывал, возможно, IV в. и более ранние века. Культура Дваравати выстраивалась вокруг городов, обнесённых рвом, самым ранним из которых, по-видимому, был У-Тхонг, другие ключевые города - Накхон Патхом, Лаво (Лавапура), Шри Тхеп и др. Легенды, выгравированные на урнах правителей, сообщают об именах: Сурьявикрама (673-688 гг.), Харивикрама (688-695 гг.), Сихавикрама (695-718 гг.). Надпись на кхмерском письме, датированная 937 г., описывает линию принцев Чанасапура. Но в X в. Дваравати начало подпадать под влияние кхмерской империи при Раджендравармане II (правил в 944-968 гг.), и центральный Таиланд был в конечном счёте присоединён Сурьяварманом II (1113-1151 гг., создатель Ангкор Вата). Моны Дваравати консолидировались в пределах королевства Лаво (Лавапура) около 1000 г. н.э. и продержались вплоть до их ассимиляции с кхмерами при Джаявармане VII (1181-1220 гг.). Причём, спустя ещё 30-50 лет, начавшие захват их земель тайцы, провозгласившие в 1239 г. Сукотхай (первое этнически тайское королевство в центральном Таиланде) в своих летописях население Лаво называли «кхмерами».
Все "теории" тайской миграции в Дваравати были опровергнуты, т.к. на сегодня неоспоримо известно, что это произошло намного позже. Термин «Дваравати» стал известен с надписей на найденных монетах - «Шри Дваравати». Что означает на санскрите - «то, что имеет врата» (здесь санскритское «двара» перекликается с русским «дверь»). Это название происходит от мифического города Дварака в Индии, который согласно Махабхараты - был создан за 1 день, после того как Кришна увёл своё племя из прежнего города. Результаты раскопок в У-Тхонге поднимают вопросы о традиционных датировках и указывают на то, что отправная точка традиции культуры Дваравати, возможно, восходит к 200 г. н.э.
Потомки монов Дваравати сегодня - народ нья-кур (тайск. "чао бон" - "верхние люди", "люди с холмов"). Они не бежали в Бирму от кхмеров в XI в., не были взяты в рабство и не ассимилировались. Они компактно проживали среди отдалённых, покрытыми джунглями, холмов плато Корат. Мало что известно об их истории. Предполагалось, что они являются частью этнических групп лава или куй. Лишь в 1970 г. их язык был определён как происходящий от старомонского, а по факту он оказался более похож на старомонский, чем язык монов в современной Бирме и на западе Таиланда. Хотя люди нья-кур и современные моны не способны понимать друг друга, а эндоним "мон" не известен для нья-кур, изоляция в сравнительно малонаселённой местности между центр. и сев.-вост. Таиландом позволила нья-кур сохранить этническую идентичность, которая развивалась независимо от остальных монов в течение веков и, при этом показывает удивительное сходство с современной культурой монов. Сегодня нья-кур живут в небольших деревнях, расположенных в полосе, вытянутой с севера на юг, которая пересекает провинции Пхетчабун, Накхонратчасима и Чайяпхум, большинство - среди цепи холмов в Чайяпхуме. Их самоназвание на языке нья-кур означает «горный народ», а в современном монском переводится как «люди на возделываемых холмах».
По оценкам 2006 г., число говорящих на языке нья-кур не превышает 1500 чел. (и это второй их язык после тайского). Диалекты, на которых говорят в Пхетчабуне и Накхонратчасиме, имеют ограниченную понимаемость с языком нья-кур из Чайяпхума и почти исчезли. В Чайяпхуме на родном языке в основном говорят среди старшего поколения, в то время как остальные предпочитают идентифицировать себя тайцами и говорят либо на исанском (лаосском) диалекте, либо на национальном тайском стандарте. У нья-кур больше нет собственного паллавского письма. В 1984 г. был опубликован словарь "Nyah Kur-Thai-English". Деревни нья-кур сегодня представляют собой смесь из их этнических семей и лао-тайцев, что приводит к смешению культур.
Что касается других примеров прямых потомков монов Дваравати, никто не исследовал связь между нья-кур в Центральном Таиланде и до сих пор обособленно проживающими в Кардамоновых горах (провинции Пайлин Камбоджи) монами вдоль западной границы с Таиландом. Исторически нья-кур и моны Камбоджи были анимистами (т.к. всегда жили среди леса и гор), но сегодня большинство практикуют Буддизм Тхеравады. Хотя нья-кур до сих пор поклоняются традиционным духам (Чао Пау Кун Дан и Чао Пау Самьян), всё ещё практикуется традиционное празднование ухаживания Па Ре Ре (похожее на ритуал западных монов), обычно - во время празднований тайского Нового года по Хинаяне - Сонгкрана.
Лаво был основан как один из городов Дваравати монским правителем по имени Пхрайя Калаварнадит, как утверждается, в 450 г. н.э. Официальная линия истории Таиланда навязчиво обосновывает не имевшую места в хронологии преемственность тайского гос-ва Аюттайя от Лаво. Изначально на санскрите город назывался Лавапура (в наст. время по-тайски - Лопбури). Название Лавапура восходит к древнеиндийской Рамаяне и тамошнему «Городу Лавы», основанному принцем Лавой, сыном Ситы и Рамы.
Лаво был центром, из которого кхмерская империя управляла Дваравати.
Согласно «Северо-тайских летописей», в 903 г. правитель королевства Тамбралинга вторгся в Лаво (Тамбралинга - древнее кор-во малайцев на п-ове Малакка, до XII в. под влиянием империи Шривиджайя; город Накхон-Си-Тхаммарат, будучи главным городом Тамбралинги, был известен как Нагара Шри Дхармараджа), захватил Лаво и посадил малайского принца на трон. Малайский принц взял в жёны кхмерскую принцессу из Ангкора (видимо, так с самого начала было задумано кхмерами). Сын пары боролся за ангкорский трон и короновался Сурьяварманом I (1001 - 1050 гг.), т.о., благодаря искусному династическому союзу Лаво был под властью кхмеров. Сурьяварман I расширил владения по всему будущему Лансангу, построив множество индуистских храмов там, где сегодня стоят пагоды в Лаосе и Исане, при этом сам был наполовину малайцем и приверженцем Буддизма Махаяны.
Влияние кхмеров на Лаво стало ослабевать в результате растущего влияния Багана.
В 1087 г. баганский король Кьянситха вторгся в Лаво, но король Лаво Нарай смог отразить вторжение бирманцев, и Лаво, продемонстрировав таким образом силу, на некоторое время был избавлен от кхмерской и бирманской гегемонии. С относительной независимостью Лаво было полностью покончено при самом великом ангкорском правителе Джаявармане VII (1181 - 1220 гг.). Кхмерское влияние ассимилировало не только самих монов Лаво, но также их искусство и архитектуру, примером служит впечатляющий храм в Лопбури (Лавапура), выполненный под веяниями ангкорских стилей - Пранг Сам Йот.
Королевство Харипунджайя (северо-запад Таиланда, центр в современном г. Лампхун).
Камадеви - известная основательница самого северного королевства монов, была дочерью правителя Лаво. Легендарная королева из долины реки Чаупхрайя (как описано в «Северо-тайских летописях» Камадевивамса и Чинакаламали) стала править Харипунджайей около 750 г. н.э., за столетия до того, как тайцы заселили этот район. Сам город был основан отшельником по имени Сутхеп в 629 г. н.э. Королева Камадеви родила близнецов - старший сменил её в Лампхуне, а младший стал правителем соседнего Лампанга. В 897 г. в Лампхуне была воздвигнута ступа, в основании которой по преданию монов также хранится волос Будды (куда без них), в 1044 г. при короле Атхитайярае эта ступа стала центр. частью храма, известного сегодня под названием Ват Пхра Тхат Харипунчай.
«Северо-тайские летописи» также описывают, что кхмеры безуспешно осаждали Харипунджайю при Сурьявармане II в XII в. Начало XIII в. стало золотым временем для монов Харипунджайи. Тем не менее, в 1292 г. это удачливое королевство монов было покорено королём северо-тайского королевства Ланна Менграем, который включил его в «миллион рисовых полей» (буквальный перевод тайск. "лан на"). Культура монов была интегрирована в культуру Ланна, переняты монское письмо и религия монов. К 1558 г. Ланна уже само утратило независимость и превратилось в переходящий из рук в руки кусок земель на пути постоянной борьбы Аюттхайи и бирманских династий (в 1775 г. окончательно присоединено к выродившемуся из Аюттхайи Сиаму).
|
|
Дальнейшая экспансия на запад в XII в. Ангкорской империи при Сурьявармане II - Джаявармане VII была остановлена королевством Баган, подчинившем Тхатон и др. города монов Нижней Бирмы, в т.ч. Дагон, Пегу и Мартабан, которые имели развитую морскую торговлю со Шри-Ланкой и югом Индии. При этом империя кхмеров полностью включала Дваравати, устраивала завоевательные походы в Харипунджайю, контролировала город Накхон-Си-Тхаммарат (Тамбралинга) на юге, завоёвывала чамов Пандуранги, и покровительствовала «тайцам» Лаоса (т.е. лаосцам).
При этом, кхмеры пользовались постоянным напряжением вьетов Дайвьета (кит. - «южных юэ») от китайцев с севера - "Тысячелетняя" оккупация предков вьетнамцев (1050 лет с перерывами на многочисленные восстания) китайскими династиями продолжалась по 939 г. А позже - их отвлечением на завоевание чамских земель на юге. Прежде, чем вьеты не стали вьетнамцами и не вошли к XVII в. в соприкосновение с кхмерами уже на исконно исторически кхмерских землях. Но кхмерам повезло больше, чем чамам, исчезнувшим как государствообразующая нация без всяких надежд на воскрешение. |
5. Исход монов из Бирмы.
Баго, 2007 г. На дальнем плане - Швемадо, самая высокая ступа (114 м, против Шведагона - 98 м), датируемая 825 г. (т.е. годом основания Пегу). Королевство Хантавади по названию главного города часто называли - Пегу (Баго).
В 1057 г. Тхатон был завоёван Баганом, в результате Баган стал двунациональным.
Однако со 2-ой половины XII в. Баган начал слабеть, постепенно теряя территории, а в 1287 г. покорился монголам. Моны города Пегу (сейчас - Баго) стремились к своей независимости, и когда монголы, не достигнув побережья Индийского океана, развернулись в Китай - её добились. При этом, самое долгоживущее гос-во монов - Хантавади - оставалось зависимо от «тайцев» кор-ва Сукотхай до 1330 г, позже приняв форму свободной федерации Пегу, Мартабана и городов дельты Иравади.
В конце XIV в. - начале XVI в. Хантавади подвергалось войнам (и в 1415 г. захвату на 2 года) королевством Ава из Верхней Бирмы. А после войн с Авой Хантавади вступило в свой "золотой век", тогда как Ава шло к ослаблению из-за столкновений с шанами. С 1420-х по 1530-е годы Хантавади стало самым могущественным и процветающим среди всех пост-баганских королевств Бирмы. Географическое расположение и богатство Пегу привлекали внимание первой и единственной (на последующие полтора века) европейской колониальной державы в Индийском океане - Португалии. В 1512 г. вице-король Португалии Афонсу ди Альбукерки направил из Мелакки в Пегу эмиссара, в 1519 г. было подписано соглашение с правителем Хантавади Бинья Раном II об учреждении португальской торговой фактории в Мартабане. Бинья Ран II первым в Бирме начал принимать на службу португальских наёмников, владевших огнестрельным оружием и артиллерией, что дало ему перевес в войнах с Авой. Хантавади вело торговлю со всей Азией, используя выгоду от сухопутного сообщения с Китаем. Установив прочные связи со Шри-Ланкой, королевство стало известным центром Буддизма Тхеравады.
Карта Индокитая к 1400 г.
К началу XIII в. на территории Таиланда преобладание монского этноса сменяют прибывающие с севера тайцы будущей Аюттхайи, северные тайцы (Чиенграй, Чиенгмай, будущее королевство Ланна) и тайцы Лансанга (регион Исан). В 1239 г. правитель первого тайского гос-ва Сукотхай (к 1438 г. полностью поглощённого Аюттхайёй) восстал и объявил независимость от Лаво. Но тогда это было уже ассимилированное с кхмерами Лаво.
Моны Дваравати, Лаво и Харипунджайи были убиты в войнах, вывезены в плен или ассимилированы в новые культуры. Моны как сущность практически исчезли в долине Чаупхрайя. Культурное влияние монов Дваравати на предков лаосцев было распространено и прослеживается до сих пор в той части Таиланда, которая носит название Исан (ключевые места сохранились в провинциях Каласин и Накхонратчасима), а также на сопредельных частях равнинного Лаоса с самого момента их (тогда - тайцев Лансанга) расселения по обоим берегам верхнего Меконга. От монов Дваравати Буддизм пришёл в Лаос в версии Тхеравады, т.е. дошёл до самого крайнего северо-восточного предела распространения Буддизма Тхеравады на карте мира. Буддизм утвердился в Лаосе с запада и с юга, но не с севера (Китай) и востока (Вьетнам), где он махаянистского толка. Статуя Будды "Пхабанг", как сакральный символ обоснования провозглашения королевства Лансанг (с центром в Луангпрабанге) согласно традиции Тхеравады, был дарован ангкорским императором Индраварманом III в 1353 г.
|
|
После 1552 г. территорию Аютхайи (и сменившего её Сиама) массово начнут заполнять мигрирующие моны просвещённого, но покорённого соседями Хантавади. Сегодня эти моны населяют преимущественно запад Таиланда. |
Карта Бирмы на 1530 г.
С 1534 г. расположенный в глухом углу Средней Бирмы (долина реки Ситаун, отделённая от долины Иравади горным хребтом) провинциальный форпост Таунгу (основанный в этом качестве в 1279 г. при Багане) начал серию нападений на Хантавади, чему способствовал чрезвычайный приток населения из разорённой конфедерацией шанских племён Авы (шаны - в совокупности, все «тайцы» на востоке и севере Бирмы) и предчувствие скрытой угрозы Таунгу от шанов, которые годом ранее спустились по Иравади и захватили др. бывший баганский форпост Пром всего в 130 км к востоку от Таунгу за разделяющими долины рек горами.
|
|
Таунгу грозила участь - стать "очевидной следующей целью" шанов, и молодому, получившему от отца превосходные военные навыки, правителю Табиншвехти выход виделся в стратегическом прорыве на юг, через устье реки Ситаун к владениям, ресурсам и богатству монов. К 1538 г. часть дельты Иравади и город Пегу были захвачены, а к 1541 г. - захвачено полностью всё королевство с Мартабаном. Основная причина, по которой незначительное королевство Таунгу смогло напасть и покорить гораздо более сильное Хантавади заключалась в том, что действующий король монов Такаютпи был некомпетентен.
В этом же году Табиншветхи короновался в Пегу, коронация проходила одновременно по бирманскому и монскому ритуалам. Хантавади, как королевство монов, было восстановлено в 1550 г. после убийства Табиншвехти, но его власть уже не распространялась далеко за пределы города Пегу. Военачальник, зять Табиншвехти (и следующий правитель Таунгу) Байинаунг подавил восстание в 1552 г. Тем не менее, народ монов с любовью помнил "золотой век" Хантавади и это сильно перекликалось в его памяти с легендой о Тхатоне - «Сованнапхуме». |
Т.о. с 1552 г. на последующие 200 лет Пегу (Баго) становится главным городом, а моны Нижней Бирмы были подчинены власти бирманской династии Таунгу. Фактически Нижняя Бирма превратилась в арену войны между Таунгу, араканцами (западно-бирманский субэтнос - бирманцы самой первой волны, расселившиеся на западе Бирмы и создавшие к IV в. н.э. своё королевство в исторической области Аракан, отделённой от основной части Бирмы горной цепью) и тайцами Аютхайи. После успешных военных кампаний короля Аютхайи Наресуана против Таунгу последовало несколько волн миграции монов разорённого Хантавади на территорию Таиланда, где им было разрешено жить вблизи города Аюттхая. Монский монах стал главным советником короля Наресуана.
В 1740 г. моны Нижней Бирмы снова восстали против ослабевшей династии Таунгу и возродили королевство Хантавади - при поддержке французов сплотив свои исконные территории в Нижней Бирме. Продолжая продвигаться на север, в 1752 г. они захватили Аву, положив этим конец 266-летней династии Таунгу, исторически отомстив потомкам Табиншвехти. Однако уже в 1755 г. король Алаунпайя новой бирманской династии Конбаун вторгся в Нижнюю Бирму и дельту Иравади при содействии британской армии. Укреплённый французами портовый город Сириам (Танхльин, рядом с Янгоном) был взят только после 14-месячной осады в июле 1756 г. С прекращением французской поддержки (и коллапсом в целом планов Франции на Бирму) последовал конец процветающего в прошлом королевства. Пегу пал 6 мая 1757 г. Окончательное поражение Хантавади стало концом многовекового культурного доминирования народа мон в Индокитае. Последующие репрессии вынудили монов бежать на восток, через Тенассеримские горы, в Сиам. К началу XIX в. ассимиляция и массовая миграция бирманских семей с севера сократили коренное население монов Нижней Бирмы до меньшинства.
6. Страна Лао.
Лансанг («Ланг Санг Хом Кхао») - буддийское королевство (дословно - «Миллиона слонов и белого зонтика») начало свою официальную историю в 1353 г.